Юрий ВЕТРОВ, фото фирмы Audi
Бавария. Зал аудита качества на территории завода Audi в Ингольштадте. Мы вместе с Вернером Циммерманном, главой департамента качества, осматриваем кроссовер Q5 китайской сборки после пробега 80000 км. «Надо будет хорошенько турнуть поставщиков», — нахмурив брови, цедит Циммерманн, проводя пальцем по сопряжению крыла и фары. Ведь главный оценщик тут — он. А главный метод оценки — субъективная экспертиза «ощущения качества».
Как ощутить качество? Как говорит Вернер Циммерманн, «ощущение качества» в Audi разделяют на четыре составляющие: слуховую, визуальную, осязательную и обонятельную (вкусовых ощущений от автомобиля нормальный человек испытывать вроде бы не должен). Чтобы оценить качество на слух, совсем не обязательно быть завзятым аудиофилом: различить скрипы обивки, стук плохо закрепленных деталей или буханье подвески может любой. Для этого в Ингольштадте прямо рядом со сборочным конвейером есть четыре 200-метровых испытательных дорожки, каждая со своим типом покрытия. Гладкий асфальт с евролюками, брусчатка двух видов (ровного и неровного замощения) и то, что сами немцы называют «дорогой ужаса» — искусственные бетонные ухабы глубиной 120 мм. Здесь на отсутствие скрипов и стуков проверяется каждая десятая машина с конвейера — заметьте, не все подряд, а лишь одна из десяти. Конечно, есть в Ингольштадте и вибростенды, но они лишь дополняют дорожные испытания. Любопытно, что раз в год поработать в качестве экспертов и водителей-испытателей приглашают… топ-менеджеров Audi: чтобы лично оценивали плоды своего руководства.
Вернер Циммерманн (в центре) возглавляет департамент качества Audi уже девять лет, но по-прежнему готов часами объяснять, почему пластиковые бамперы могут изменять свою форму и отчего нарушается идеальность их стыковки с крыльями, как на предсерийном Audi Q5 из Китая
Специалисты, изгоняющие «сверчков», начинают работу с новой моделью еще на начальном этапе ее проектирования — за четыре года до начала серийного производства. Как уверяют в Audi, одного опытного взгляда на экран компьютера порой достаточно, чтобы точно сказать, где может возникнуть скрип. Все прототипы, пробегающие в сумме около двух миллионов километров, находятся под их неусыпным контролем. А финальная проверка за полгода до выхода автомобиля на рынок проводится на предсерийных образцах при контрольном пробеге в 15 и 80 тысяч километров. Машину сначала выдерживают в климатической камере при 50-градусной жаре, трясут и слушают, а затем охлаждают до минус 30°С и снова трясут. Теперь понятно, почему во время нашего зимнего прошлогоднего теста по дороге из Нового Уренгоя на сибирском морозе в минус 33°С пластик в салоне Audi Q5 затрещал, как сухие дрова в камине. Он просто не испытывался при столь низкой температуре! Кстати, тот Q5, что мы ощупывали вместе с Циммерманном, как раз из предсерийных образцов, ведь производство Q5 в Китае начнется уже летом этого года.
Мастер-модель кузова — своеобразный эталон, по которому конструкторы и технологи сверяют точность стыковки серийных панелей. Масса конструкции, собранной из алюминиевых профилей, — более трех тонн Цинк, антикоррозионный грунт, грунт-выравниватель, эмаль и лак — на Audi считают, что суммарная толщина покрытия не должна превышать 100 мкм, иначе оно будет трескаться и отслаиваться из-за недостаточной эластичности Интересно, что субъективная оценка экспертов в Audi превалирует над объективной — специальные приборы используются лишь для уточнения источников посторонних звуков. Аналогично дело обстоит и с визуальным восприятием качества. Ведь это не только тонкие ровненькие зазоры, но и их восприятие! Например, между лючком бензобака и крылом сверху зазор 2 мм, а снизу 3 мм — только потому, что с высоты среднего человеческого роста (175 см) они выглядят одинаковыми.
Важна и цветовая гармония, которой в премиум-сегменте уделяют огромное внимание: «однотонность» соседних панелей интерьера значит ничуть не меньше, чем их точная стыковка! А поскольку разнофактурные материалы по-своему меняют цвет в зависимости от освещения, специалисты моделируют три ситуации: обычный дневной свет, «мягкую» подсветку внутрисалонных плафонов и «жесткий» индустриальный свет люминесцентных ламп. Примечательно, что подбором цветов ведают исключительно женщины.
Для работы над точностью стыковки деталей на Audi создают так называемые мастер-модели как всего автомобиля целиком, так и отдельных фрагментов — к примеру, передней части салона или проема задней двери. Собираются они на каркасе из жестких алюминиевых «кубиков». Первые мастер-модели изготавливают сразу после «заморозки» дизайна — за два года до начала серийного производства. А полный набор мастер-моделей должен быть собран за девять месяцев до серийного выпуска. Зазор — это всегда компромисс между желанием конструктора исключить взаимные перемещения деталей и стремлением дизайнера создать ощущение монолитности. Как нетрудно догадаться, в Audi приоритет отдается последнему, а уж проектант должен подстроиться. Поэтому даже простейшая декоративная планочка на передней панели имеет аж семь фиксирующих защелок! Для любой модели Audi погрешность изготовления интерьерных деталей составляет не более 0,3 мм, точность позиционирования — 0,1 мм. Поэтому-то и нет проблем со сборкой, хотя зазоры между панельками — не более 1,5 мм. У кузовных деталей допуски менее строгие: 0,5 мм при зазорах в 2—3 мм. Хотя несовпадение поверхностей нормируется одинаково — не более 0,1 мм.
Тактильные ощущения нормировать куда сложнее. Можно измерить твердость и шероховатость поверхности, проверить водоотталкивающие свойства и тому подобное. Но выбор интерьерного пластика, ткани или кожи на Audi целиком и полностью основан на субъективных ощущениях экспертов! Потом отобранные образцы материалов подвергают механизированным тестам — к примеру, полный цикл испытаний кожи включает в себя 45 этапов: тесты на разрыв, истирание, воздействие солнечных лучей, высокой температуры (до 80°С) и прочее.
Не менее любопытен и подход к работе с «запахом Audi». Осознанно культивировать его начали четверть века назад — в 1985 году была сформирована команда из шести экспертов с очень чувствительным обонянием. Опять-таки все отдано во власть субъективизма!
Через семь лет методика работы ингольштадтских «автопарфюмеров» стала негласным индустриальным стандартом для немецких производителей. Образец любого материала, будь то новый сорт пластика для передней панели или деревянный декор интерьера, помещают в герметичную стеклянную банку и выдерживают в течение двух часов в печи при 80°С (именно до такой температуры, по мнению специалистов Audi, может нагреваться интерьер под палящим солнцем). А потом нюхают. Сочетаемость запахов разнородных материалов составной детали, например дверной обивки, проверяют в аналогичных условиях, помещая ее в камеру из нержавеющей стали: оцениваемый запах отводится через специальное отверстие. Сама процедура мало чем отличается от теста парфюма. Эксперты по очереди оценивают запах, каждый заполняет формуляры, на основе которых и выносится общий вердикт. После шести тестов сверхчувствительный нос обязан отдыхать не менее часа. А чтобы ничто не искажало запахов, эксперт не должен перед тестом пользоваться одеколоном, дезодорантами и даже мылом! Про сигареты и речи нет.
Вот так по крупицам и формируется то самое комплексное «ощущение качества». И оно — в каждой детали, какой ни коснись. Да, Mercedes и BMW уделяют качеству такое же пристальное внимание, но во всех наших тестах последних лет Audi воспринимаются как более основательные, добротные автомобили. Не зря в Ингольштадте гордятся тем, что при закрывании двери на Audi A5 Cabrio безрамочное стекло колеблется с амплитудой всего 2 мм против 3—4 мм у конкурентов.
Даже крышка, прикрывающая докатку в лифтбеке A5 Sportback, сделана так, чтобы гипнотизировать качеством: жесткая трехслойная структура с рифленым картоном в качестве «сотового заполнителя» идеально сохраняет геометрию, ухватистая ручка с резиновой подкладкой на ней мягко подпружинена, цвет неотличим от обшивки багажника при любом освещении, а ворс обивки источает приятный ненавязчивый аромат…
А что с китайским «ку-пятым»? «Могут же, когда захотят!» — хвалит Циммерманн ручку дефлектора, которая после 80 тысяч километров сохранила четкий фирменный щелчок в «нулевом» положении. Только такой аудит, по мнению Вернера, и обеспечивает качество. Пристальный — и абсолютно субъективный.
Золото INKA
Автомобили из Ингольштадта славятся своей феноменальной коррозионной стойкостью с момента появления Audi 80 с полностью оцинкованным кузовом — двустороннее гальваническое цинкование благодаря хорошей адгезии и равномерности покрытия обеспечивает лучшую защиту даже по сравнению с горячекатаной оцинкованной сталью. А еще инженеры Audi гордятся своим ускоренным ресурсным тестом INKA (Ingolstadt Corrosion and Aging). Его базовые принципы разработаны еще в 70-х годах, но сама методика непрерывно модернизируется. Перед тестом на каждый кузовной элемент наносится тарированная царапина: лакокрасочное покрытие толщиной 75—80 мкм прорезается специальным ножом до металла. Первая из пяти фаз 19-недельного теста длится четыре недели — как и на ресурсных тестах Авторевю, автомобиль «киснет» в камере с соляным туманом при температуре плюс 35°С. Вторая фаза проходит в другой климатической камере: там нет едкого хлорида натрия, но зато стоит тропическая жара в 50°С и стопроцентная влажность воздуха. Третья фаза моделирует африканскую пустыню: температура — плюс 42°С, а специальные ультрафиолетовые лампы облучают кузов, как солнце в зените: на каждый квадратный метр поверхности кузова приходится по 1000 Вт энергии излучения. Во время четвертой фазы теста, имитирующей езду по северному бездорожью, колеса автомобиля закрепляют на четырех гидроцилиндрах. Тряска длится четыре недели, и при этом в камере постоянно поддерживается 35-градусный мороз. Так проверяют не только кузов, но и все «резинки» в подвеске.
Пятая, заключительная фаза включает в себя пробег длиной 12000 километров по различным типам дорог, в том числе грунтовым и отсыпанным щебнем. Кроме того, во время финальной части испытаний автомобиль по несколько десятков раз проезжает через ванны с грязью и тоннель с соляным туманом.
По окончании теста автомобиль полностью разбирают, а при необходимости режут кузов на куски при наличии проблемных мест в скрытых полостях. Кстати, после нескольких гарантийных обращений из России в Ингольштадте сейчас активно работают над модернизацией методики теста на коррозионную стойкость. Немцы хотя и сетуют на ненормальную концентрацию хлорида кальция на московских дорогах, но понимают, что одними просьбами к российским властям проблему не решить — и готовят свои конструктивные контрмеры.
Мнения
Сергей, 27.02.2010 12:04:40 Езжу на А6 2.4 кузов С6. Топливо в баке действительно иногда "постукивает". И проблемы с лакокрасочным покрытием есть, есть несколько пузырей. Но в целом автомобиль хороший. Ремонта за 100.000 пробега ни какого небыло кроме Т.О. замены колодок и дисков.
Андрей Морозов, 24.02.2010 17:36:27 ЦитатаГость пишет:
И моторы..на А6 такие долговечные...дай бог 50 000 откатать... Бедненькие владельцы Ауди, все поголовно движки переберают :D Иллюзорный мир владельца ТАЗа? С какими двигателями Линейки А6 вы видете проблемы? 2,0TFSI в различных вариантах форсировки ставится почти на весь модельный ряд от А3 до Q5, каких либо проблем с ресурсом не замечено, 4,2FSI тоже не вроде новичок, турбодизели все не новы 2,0TDI в двух вариантах, 2,7 и 3,0 не капризные агрегаты, может к 2,8 претензии?
Расскажите что нужно делать с этой машиной, чтоб двигатель пятьдесят тысяч не выходил. И еще можно примеры повального падежа в студию;-)
ЦитатаГость пишет:
У моего приятеля фары на ку-5 новой стали потеть практически сразу, чего на моих двух тойотах выпуска середины 90-х не наблюдается. или так и должно быть?
Сейчас рыдать начну, фары потеют. Ужас, надо машину менять однозначно. Вот у меня часы запотели сегодня, как Вы считаете, надо менять? У Вас целых две Тойоты, а на скольких из них Вы ездите? Богдан, 22.02.2010 16:02:46 Здравствуйте Дмитрий!
Это только мне кажется, что эта статья была и во втром и в третьем номере Авторевю-Украина?
А то 2-й номер не сохранил, а в новом 3-м смотрю уже прочитанная мной статья. Это только меня глючит или как? *CRAZY* %)
Гость, 19.02.2010 23:10:26 ЦитатаАндрей Морозов пишет:
Цитата Гость пишет:
Это личное мнение владельцев. Вам еще мехатроник и фары не меняли 2-3 раза на новой Ауди? Топливо при неполном баке не стучит? Купе-окна зимой не примерзают так, что двери не открываются? Датчики кейлеса в ручках не мрут как мухи? Суперпрестижная китайская диодная оптика не дурит?
Значит пока повезло.
Мнение владельцев? Это может Вы владелец?
А почему нужно фары менять или мехатроник? Если только гробить машину специально. С датчиками проблем не встречал. Топливо стучит Я что-то пропустил? Ауди на твердом топливе ездит?
Насчет китайской оптики отдуши поржал. Может приведете какие факты по данной оптики? Да наверное мне действительно везет, но вот что не Ауди достанется то брак сплошной - ни одного описанного дефекта
У моего приятеля фары на ку-5 новой стали потеть практически сразу, чего на моих двух тойотах выпуска середины 90-х не наблюдается. или так и должно быть? Гость, 18.02.2010 13:50:46 Качество автомобилей изменилось, во всем мире, в худшую сторону. Производители в гонке за количеством забываут о главном,качестве. TOYOTA 2010 года и рядом не стоит с автомобилями выпускавшимися в XX веке. А AUDI автомобили классные, хоть и не такие качественные как в прошлом.
Гость, 17.02.2010 22:09:58 ЦитатаАндрей Морозов пишет:
Цитата Гость пишет:
Все здорово и красиво. На словах. Только современные ауди скрипят, глючат и ломаются как помойки галимые. Премиум-дрянь, так сказать.
Впрочем, конкуренты не лучше... Н-да, это наеврное ваше личное наблюдение?ЦитатаАндрей Морозов пишет:
Цитата Гость пишет:
Все здорово и красиво. На словах. Только современные ауди скрипят, глючат и ломаются как помойки галимые. Премиум-дрянь, так сказать.
Впрочем, конкуренты не лучше... Н-да, это наеврное ваше личное наблюдение?
И моторы..на А6 такие долговечные...дай бог 50 000 откатать... Гость, 13.02.2010 15:09:25 Ауди *NO* , Тойота *THUMBS_UP*
Андрей, 10.02.2010 19:35:57 Хорошее описание для людей с тонкой душевной организацией.В рекламу прибыльнее вкладывать,чем в производство,материалы,технологию.А ужо в премиум-классе и вовсе!Представляете,каким бы был надежным и не убиваемым mercedes в 124 кузове,если в него вложили бы половину денег потраченных на все последующие Е-классы? И электронику всю приладили бы? И самое интересное: на сколько бы он был дешевле... Производители виски,например,тоже рассказывают,как они ростят ячмень,делают солод(очень энергоемко,нужно много воды и прочее,сам пробовал),сбраживают специальной культурой дрожжей в деревянных чанах,гонят в медных кубах определенной формы(и делая новые взамен старых сохраняют все вмятины) и даже паутину не сметают...на самом деле-гонят как на нефтеперегонных,даже вакуум колонны есть для энергосбережения и используют в основном простое зерно,а не солод.Потом красители,ароматизаторы и вперед-главное по-больше рекламы и экскурсий по старым вискокурням.Ничего это вам не напоминает?
Гость, 31.01.2010 20:23:47 У меня Ауди А3 2008г.в. Доволен о-о-очень, качество действительно чуствуется в каждой детали, даже перечислять не буду. А что до перечисленных выше проблем, то уход за машиной нужен. За два года траты только на бензин и ТО. А какой у новой Ауди запах!!!
Гость, 30.01.2010 20:09:44 Как пересел с японок на немецкие машины, в частности на фольцваген - понял что лучше немцев нет ничего. А когда с фольца на а4 - это просто песня (полный привод, 1.8 Т) после нее понял однозначно, с ауди больше ни на какую машину не сяду. Теперь на А8 езжу. Лучше ауди нет машины. Всем рекомендую. Главное ухаживать за ними и нет проблем.
Андрей Морозов, 27.01.2010 17:12:21 ЦитатаГость пишет:
Машины попадаются разные, т.к даже поб риться не получается одинаково Это Вы о чем? Об разбросе качества? У Ауди? Я имел честь перепробовать много автомобилей из пресс парка, представляете себе условия эксплуатации этих машин? Повторюсь никаких из нзванных проблем выше не встречал, наверное не стоит делать громогласных выводов на основе мифического опыта каких либо десятых лиц... Гость, 25.01.2010 21:34:44 Машины попадаются разные, т.к даже поб *PARDON* риться не получается одинаково
Андрей Морозов, 21.01.2010 16:43:55 ЦитатаГость пишет:
Это личное мнение владельцев. Вам еще мехатроник и фары не меняли 2-3 раза на новой Ауди? Топливо при неполном баке не стучит? Купе-окна зимой не примерзают так, что двери не открываются? Датчики кейлеса в ручках не мрут как мухи? Суперпрестижная китайская диодная оптика не дурит?
Значит пока повезло.
Мнение владельцев? :D Это может Вы владелец?
А почему нужно фары менять или мехатроник? Если только гробить машину специально. С датчиками проблем не встречал. Топливо стучит *ROFL* Я что-то пропустил? Ауди на твердом топливе ездит?
Насчет китайской оптики отдуши поржал. Может приведете какие факты по данной оптики? Да наверное мне действительно везет, но вот что не Ауди достанется то брак сплошной - ни одного описанного дефекта;-) Гость, 21.01.2010 15:36:27 ЦитатаАндрей Морозов пишет:Н-да, это наеврное ваше личное наблюдение?
Это личное мнение владельцев. Вам еще мехатроник и фары не меняли 2-3 раза на новой Ауди? Топливо при неполном баке не стучит? Купе-окна зимой не примерзают так, что двери не открываются? Датчики кейлеса в ручках не мрут как мухи? Суперпрестижная китайская диодная оптика не дурит?
Значит пока повезло. Андрей Морозов, 21.01.2010 10:12:44 ЦитатаГость пишет:
Все здорово и красиво. На словах. Только современные ауди скрипят, глючат и ломаются как помойки галимые. Премиум-дрянь, так сказать.
Впрочем, конкуренты не лучше... Н-да, это наеврное ваше личное наблюдение? Гость, 21.01.2010 00:10:46 Недавно меня покатала на Q5 знакомая,тачка достойная во всех отношениях.
Гость, 20.01.2010 21:39:51 А оно им надо чтобы авто по 20 лет выглядело как новое?Тогда покупать не будут,мощности упадут,поэтому все делают от силы лет на 10,а то и меньше.
Хотя чего-чего,а сами кузова у Ауди отличные,ибо полная гавальническая оцинковка.
Гость, 20.01.2010 20:02:55 Как же убоги современные технологии окраски - они, видите ли, трескаются. Старые Ауди-100 с родной краской толщиной в три от современной почему-то за 25-30 лет не потрескались. А современные все типа экологичные выживают только тончайшими слоями.
Не стыдно престижной марке фуфло такое гнать-то?
Экономят на всем - так бы и сказали. Как на отделке, металле и сборке.
Гость, 20.01.2010 19:12:13 Все здорово и красиво. На словах. Только современные ауди скрипят, глючат и ломаются как помойки галимые. Премиум-дрянь, так сказать.
Впрочем, конкуренты не лучше...
Гость, 20.01.2010 14:12:01 Ауди это действительно автомабиль а не тачилка!
Уменя была ауди и не первая моя машина я до сих пор с УВАЖЕНИЕМ отношусь к автомабилю настолько всё чётко и конкретно в любой детальке видать немецкая точность и гармоничность у Меня была 100 АВАНТ 46 кузов ракета блин ещё мне его с германии пригнали там всё родное даже аптечка просто супер и мощь превосходная 156л.с.
Перейти к обсуждению на форуме >>