Трасологическая экспертиза и автотехническая экспертиза – это установление научно обоснованных характеристик процесса дорожно-транспортного происшествия во всех фазах, определение причин, приведших к возникновению аварии, а также исследование действий его участников.
На основании заключения автотехнической экспертизы органы дознания и следствия, а также суд делают вывод о том, имело ли место непреодолимое стечение обстоятельств (несчастный случай) или в происшествии просматривается вина одного из участников или третьих лиц. Судебная автотехническая экспертиза должна ответить на вопросы перечисленные в определении суда.
Для достижения этой цели эксперт — техник должен решить несколько частных задач, встречающихся в различных сочетаниях.
Необходимо собрать информацию о всех факторах, сопутствующих дтп, систематизировать и критически ее проанализировать. В частности, трасологическая экспертиза должна оценить техническое состояние транспортных средств и дорожного полотна на момент совершения дтп; выяснить параметры (траекторию и скорость) движения ТС и пешеходов; исследовать организацию движения, наличие и исправность технических средств организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, светофорные объекты);
Независимому эксперту предстоит скрупулезно исследовать факторы, которые могли способствовать возникновению и развитию дтп, провести их теоретическую и экспериментальную апробацию.
Трасологическая экспертиза предполагает установление технических причин исследуемого дтп и наличие у его участников технической возможности его предотвращения, она исследует поведение участников рассматриваемого дтп и соответствие их действий Правилам дорожного движения и другим нормативным актам.
Независимый эксперт — автотехник лично проводит исследования в соответствии со специальными знаниями и утвержденными научными методиками и несет полную ответственность за составленное на основании этих исследований заключение.
Независимая техническая экспертиза транспортных средств рассматривает только технические аспекты дтп. Это означает, что только трасологическая экспертиза даёт заключение об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия, на основании законов физики и не рассматривает все остальные аспекты (медицинские, психические, физиологические и т.д.).
Для осуществления своей деятельности независимый эксперт — техник должен обладать необходимыми знаниями и опытом в области теории и методик независимой технической экспертизы транспортных средств. Судебная автотехническая экспертиза дает экспертную оценку технического состояния транспортных средств участвовавших в дтп, исследует обстановку на месте, действия участников, развитие дорожно-транспортного происшествия в динамике, а также дает экспертную оценку наличия у участников технической возможности его предотвращения.
Автотехническая экспертиза определяет техническое состояние транспортных средств, выявляет причины и время возникновения неисправности ТС, а также дает ответ на вопрос – была ли возможность обнаружить ее до дтп. Трасологическая экспертиза отвечает на вопрос: обнаружена ли причинно-следственная связь между неисправностью и фактом дтп и определяет, в какой степени неисправность повлияла на возможность предотвращения аварии. Мы говорим именно о «технической» возможности, вынося за скобки вопросы психофизиологического и эмоционального состояния водителя.
Трасологическая экспертиза устанавливает, в какой обстановке развивалось дорожно-транспортное происшествие, независимый эксперт анализирует обстановку на месте аварии. В ходе этого исследования устанавливаются параметры, характеризующее движение транспортных средств и других объектов в зоне дтп (измеряется ширина проезжей части и обочин, определяет коэффициент сцепления шин с дорогой и сопротивление качению, наличие уклона дорожного полотна, радиусы закруглений). Также устанавливаются реальные траектории движения транспортных средств, условия видимости и обзорности и другие обстоятельства дорожного происшествия.
Важнейшая часть исследований трасологической экспертизы относится к действиям участников дтп. Эксперт определяет, выполнили ли они технические требования ПДД, эксплуатации транспортных средств и других нормативных документов. Он также сопоставляет фактические действия участников дорожно-транспортного происшествия с указаниями нормативных документов и соответствие этих действий установленным требованиям.
Наконец, при исследовании дтп в динамике трасологическая экспертиза устанавливает величины и направления векторов сил, действовавших на объекты в момент столкновения. В числе прочего должен быть установлен момент, в который возникла опасность для движения, а также момент времени, в который водитель получает техническую возможность увидеть другое транспортное средство или пешехода, если раньше они были закрыты какими-либо объектами.
В компетенцию судебной автотехнической экспертизы транспортных средств входит также исследование и решение других вопросов, связанных с безопасностью дорожного движения и эксплуатацией транспортных средств, для ответа на которые необходимы специальные познания.