Минтранс опубликовал проект «Правил проведения независимой технической экспертизы транспортных средств». Из документа, размещенного на сайте министерства, следует, что правила будут регламентировать процедуру, последовательность, методики и технологии проведения экспертизы автомобиля при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору ОСАГО.
Сегодня эксперт рассчитывает стоимость ремонта и восстановительных расходов, необходимых для приведения автомобиля в состояние, в котором он находился до страхового случая, с учетом износа частей, узлов, агрегатов и деталей, заменяемых при отсутствии единых правил проведения техэкспертизы. Это приводит к тому, что экспертные оценки одного и того же автомобиля, пострадавшего в ДТП, могут существенно различаться.
«Эксперт при оценке повреждений был жестко привязан только к самой процедуре проведения осмотра. Теперь к этому добавляются технические тонкости, что исключает возможность разной трактовки одной и той же ситуации разными экспертами. По сути, этот документ будет представлять собой основу для дальнейшего принятия решения страховой компанией», — объяснили «Газете.Ru» в Минтрансе.
Основной задачей правил является обеспечение полноты, точности, доказательности, воспроизводимости и сходимости результатов экспертизы за счет применения единой методической основы.
В документе приводятся формулы расчета стоимости ремонта и стоимости годных остатков, если автомобиль признан не подлежащим восстановлению после ДТП, дается таблица с характеристиками основных видов повреждений транспортных средств. Например, стоимость ремонта автомобиля складывается в общем случае из стоимости работ, стоимости используемых в процессе восстановления автомобиля основных и расходных материалов и стоимости используемых взамен поврежденных частей, узлов, агрегатов и деталей.
Стоимость работ по восстановлению элементов кузова автомобиля (нормочасы) привязали к жестким временным рамкам и разделили на три класса сложности. Первая категория — несложные деформации на простых (несложно профилированных) поверхностях. Вторая категория — сложные деформации с образованием складок, вытяжкой металла либо несложные деформации на профилированных поверхностях. Третья — сложные деформации с изломом ребер жесткости, разрывами металла и т. д. (при нецелесообразности замены, применении реставрации или вставки). Наличие жестких временных рамок означает, что эксперт будет не вправе оценить трудоемкость выше или ниже указанной в таблице, что отразится на стоимости ремонта.
Также правила определяют процедуру фотосъемки поврежденного автомобиля, расчет коэффициента износа, расчет стоимости годных остатков при тотальном повреждении автомобиля.
«Проблема расчета затрат на проведение восстановительного ремонта и суммы страховых выплат по ОСАГО остается достаточно острой, так как порой значительно отличается от реальных затрат потерпевшего, — говорят в Российском союзе автостраховщиков. — Правила, регламентирующие процедуру технической экспертизы, по сути, являются первым шагом к созданию единой методики. Следующим шагом должно стать нормативное утверждение информационного обеспечения расчета размера расходов на материалы, запчасти и работы при восстановительном ремонте транспортных средств».