Основные термины и определения применяемые при экспертизе
Применяемые законы и стандарты:
- ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» от 29.07.98 г. № 135-ФЗ
- ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» от 27.07.06 г. № 157-ФЗ
- Постановление Правительства РФ от 24.05.2010 №361
- Федеральные стандарты оценки (ФСО) №1, №2, №3 утвержденные приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации №255, 256 от 20.07.2007 г.
- Гражданский кодекс РФ
- «Методическое Руководство по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления» (РД 37.009.015-98 с изменениями № 1, № 2, № 3), Москва, 2001г., а также Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учётом технического состояния Р-03112194-0376-98, Министерство транспорта Российской Федерации,
- Департамент автомобильного транспорта, Москва, 1999г.
- Методическое руководство для судебных экспертов «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки» Москва 2008 год.
Допущения и ограничения, связанные с объектом оценки:
Следующие ограничительные условия и сделанные допущения являются неотъемлемой частью настоящего отчета.
- Настоящий отчет достоверен только в полном объеме и лишь в указанных в нем целях.
- Оценщики исходят из того, что сведения, использованные ими и содержащиеся в настоящем Отчете, получены из источников, заслуживающих доверия. Тем не менее, оценщики не могут принять на себя полную ответственность за точность этих сведений.
- Оценщики предполагают отсутствие каких-либо скрытых факторов, влияющих на объект оценки, и не принимают на себя ответственность по обнаружению (или в случае обнаружения) подобных факторов.
- От Оценщиков не требуется появляться в суде или свидетельствовать иным образом в связи с проведением данной работы.
- Мнение Оценщиков относительно оцениваемого объекта действительно только на дату оценки.
Оценщики не принимают на себя никакой ответственности за изменение социальных, экономических, физических факторов и изменения местного или федерального законодательства, которые могут произойти после этой даты, повлиять на рыночные факторы, и, таким образом, повлиять на объект оценки. - Фотоматериалы, приведенные в отчете, призваны помочь пользователю получить наглядные представления об оцениваемом транспортном средстве и не должны использоваться в каких-либо иных целях.
При проведении оценки не производилось дефектовочных и диагностических работ, требующих полной или частичной разборки отдельных узлов и агрегатов транспортного средства, по выявлению скрытых дефектов. При последующем обнаружении подобных дефектов, в ходе выполнения разборочно-сборочных и ремонтных работ, заказчик имеет право повторно привлечь Оценщика для корректировки определяемого технического состояния транспортного средства. В этом случае работа Оценщика
проводится на основании дополнительно заключенного договора.
Оценщик не несет ответственности за не обнаружение скрытых повреждений, дефектов, которые невозможно установить при визуальном осмотре без применения инструментальных средств.
Технологический процесс ремонта соблюдается ремонтной организацией в полном объеме и с надлежащим качеством согласно технологии завода-изготовителя автомобиля, а также в соответствии с требованиями федеральных законов «О безопасности дорожного движения» и «О защите прав потребителей».
Применяемые понятия и определения
Объект оценки - объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.
Дата оценки (дата проведения оценки, дата определения стоимости) - дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки.
Рыночная стоимость - наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
- Одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
- Стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
- Объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
- Цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
- Платеж за объект оценки выражен в денежной форма.
Стоимость ремонта - относится к реальному ущербу и является рыночной стоимостью услуги по восстановлению утраченных технических характеристик.
Восстановительные расходы - размер расходов, необходимых для приведения АМТС в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая.
Итоговая величина стоимости объекта оценки - величина стоимости объекта оценки, полученная как итог обоснованного оценщиком обобщения результатов расчетов стоимости объекта оценки
при использовании различных подходов к оценке и методов оценки.
Автотранспортное средство - устройство, приводимое в движение двигателем и предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов и оборудования, установленного на нем, а так же имеющее массу в снаряженном состоянии более 400 кг. Снаряженная масса определяется как масса полностью заправленного топливом, маслами, охлаждающей жидкостью и пр.) автотранспорного средства, но без груза или пассажиров, водителя или другого обслуживающего персонала и багажа. Автотранспортные средства подразделяются на пассажирские (легковые автомобили и автобусы), грузовые (грузовые автомобили, в т.ч. специализированные) и специальные (автомобили со специальным оборудованием, предназначенные для выполнения различных преимущественно не транспортных работ).
Царапина - неглубокое поверхностное повреждение, длина которого больше ширины.
Деформация - изменение формы или размеров физического тела или его части под воздействием внешних сил
Условия эксплуатации - факторы, оказывающие наибольшее влияние на ухудшение технического состояния транспортного средства (физический износ транспортного средства). К ним относятся: режим движения и нагрузка на агрегаты транспортного средства, дорожные и климатические условия, качество топлива, смазочных материалов, технического обслуживания и мастерства вождения.
Износ - уменьшение восстановительной стоимости или стоимости замещения вследствие физического, функционального или экономического износа или их комбинации.
Износ физический - износ, приводящий к потере работоспособного или исправного технического состояния вследствие ухудшения первоначальных технико-экономических показателей, вызванного естественным изнашиванием транспортного средства в процессе эксплуатации, длительного хранения или воздействия окружающей среды.
Износ функциональный - обесценивание транспортного средства из-за несоответствия современным требованиям, предъявляемым к данным машинам и оборудованию.
Износ экономический - потеря стоимости транспортного средства, вызванная общеэкономическими или внутриотраслевыми изменениями.
Износ накопленный - совокупное значение физического, функционального и внешнего износов.
Исправное техническое состояние - техническое состояние объекта, при котором он удовлетворяет всем требованиям технической документации.
Качество - совокупность свойств транспортного средства, обуславливающих их пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с их назначением.
Контроль - процесс сбора и обработки информации с целью определения событий.
Контроль технического состояния - проверка соответствия значений параметров объекта, требованиям технической документации и определение на этой основе одного из заданных
видов технического состояния в данный момент времени.
Надежность - свойства транспортных средств сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих их способность выполнять требуемые функции
в заданных режимах.
Работоспособное техническое состояние - техническое состояние объекта, при котором он может выполнять все заданные ему функции с сохранением значений заданных параметров в требуемых пределах.
Ремонт - комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности транспортных средств и восстановлению ресурсов или их составных частей.
Техническое обслуживание - комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности транспортного средства при использовании по назначению,
ожидании, хранении и транспортировке.
Общая информация, идентифицирующая объект оценки.
Оценка автотранспортных средств является специализированным и обособленным видом
оценочной деятельности, имеющим принципиальные отличия от других видов объектов.
Это обусловлено следующими причинами:
- Автотранспортные средства как объект оценки обладают рядом существенных функциональных, конструктивных и эксплуатационных отличий от других видов оценки;
- Состав и влияние факторов, определяющих стоимость в отношении автотранспортных средств, значительно отличаются от таковых для других объектов оценки;
- Автотранспортные средства существенно отличаются от других объектов оценки и с точки зрения правовых, организационных и методических аспектов. Правовые нормы по автотранспортным средствам выделены в отдельные группы в целом ряде нормативных актов ( Гражданский кодеск РФ, Таможенный кодекс РФ, др)
Последовательность определения стоимости объекта оценки.
В соответствии с п.16 Федерального стандарта оценки №1, проведение оценки объекта
включает в себя следующие этапы:
- Заключение Договора на проведение оценки, включающего задание на оценку;
- Сбор и анализ информации, необходимой для оценки;
- Применение затратного, сравнительного и доходного подходов к оценке, включая выбор методов оценки и осуществления необходимых расчетов;
- Согласование (обобщение) результатов применения подходов к оценке и определение итоговой величины стоимости объекта оценки;
- Составление Отчета об оценке.
Подходы к оценке
Законом и стандартами определены следующие подходы к оценке:
- затратный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки, с учетом его износа;
- сравнительный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними;
- доходный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.
Метод оценки определен как способ расчета стоимости объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
В настоящем отчете использован затратный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанный на определении затрат, необходимых для восстановления объекта оценки (или его частей).
Результат (его итоговая величина) определен в рамках данного подхода с использованием метода калькулирования затрат. Поскольку по данному виду оценки стоимости объекта оценки специальных стандартов на дату составления настоящего Отчета не принято.Сравнительный подход применялся для определения стоимости запасных частей, стоимости услуг в данном регионе.
Доходный подход не применялся, поскольку объектом оценки является оценка стоимости работ и услуг по ремонту автомобиля, которые не могут быть источником дохода.
Расчет физического износа
В общем случае совокупный износ включает в себя физический износ, функциональное и внешнее устаревание. Поскольку при восстановительном ремонте используются идентичные детали, функциональное и внешнее устаревания отсутствуют.
При определении стоимости восстановительного ремонта АМТС с учетом износа, под износом следует понимать количественную меру физического старения АМТС и его элементов, достигнутого в результате эксплуатации, т.е. эксплуатационный износ. Расчет износа комплектующих деталей (деталей, узлов, агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства.