«Экологические этикетки и декларации дают информацию о продукции или услугах в отношении их общих экологических характеристик, одного или нескольких экологических аспектов. Покупатели и потенциальные покупатели могут использовать эту информацию при выборе продукции или услуг, если такой выбор основывается на соображениях экологичности или других факторах.»
Экологическая маркировка — знак, который можно найти на упаковках российских и зарубежных товаров. Его может получить только та компания, которая прошла экспертизу и доказала экологическую безопасность и высокое качество своей продукции.
Цель экологической маркировки – предоставление потребителям доступной информации, позволяющей сделать выбор в пользу качественного продукта, учитывая также минимальное негативное воздействие на окружающую среду в процессе его производства.
Получая экомаркировку «Листок жизни», предприятие получает:
- Дополнительные возможности для продвижения своей продукции (работ, услуг) на отечественном и зарубежном рынке;
- Подтверждение эксклюзивного качества продукции с учетом ее экологической безопасности;
- Статус предприятия, производящего продукцию, соответствующую международным стандартам;
- Повышение потребительского спроса на продукцию;
- Репутацию предприятия, заботящегося о состоянии окружающей среды;
- Новый инструмент для маркетинга.
Чтобы получить экологическую маркировку на какую-либо продукцию или услугу, предприятие должно не только оплатить проведение экспертизы для оценки экологической безопасности продукции, жизненного цикла ее производства, но и внедрять и развивать новые технологии, поддерживающие и повышающие уровень экологической безопасности продукции. Безусловно, эти действия предприятия требуют постоянных серьезных финансовых вложений, чем и объясняется большая себестоимость экомаркированной продукции по сравнению с аналогичной несертифицированной продукцией.
Экомаркировку могут получить очень многие товары и услуги. Главное требование - стремление к снижению нагрузки на окружающую среду и качественный продукт или услуга. Экомаркировкой отмечают:
- Непищевые товары (компьютеры, бумага, канцелярские товары, одежда, строительные и отделочные материалы, моющие и чистящие средства, напольные покрытия, бытовая и оргтехника, мебель, транспортные средства, топливо и др.);
- Пищевые продукты (питьевая вода, хлебобулочные изделия, бакалея, продукция сельского хозяйства и др.);
- Услуги (рестораны, магазины, гостиницы, производство различных видов энергии, туризм и др.);
- Работы (строительные и отделочные работы и др.).
Да, значков действительно много и отражают они разные аспекты экологической безопасности. Существует 3 основных типа экологических маркировок (в зависимости от информации, которую они несут):
- Информация об экологичности продукции или услуги в целом, учитывающая весь жизненный цикл ее производства;
- Информация об экологичности отдельных свойств продукции или услуги. Сюда также относятся знаки, отражающие отсутствие веществ, приводящих к уменьшению озонового слоя Земли; знаки на предметах потребления, отражающие возможность их утилизации с наименьшим вредом для окружающей среды, и многие другие;
- Информация для идентификации натуральных продуктов питания (био/органик). Следует отметить, что на практике существуют и другие виды экомаркировок, например призывы бережно относиться к окружающей природной среде в целом и ее отдельным объектам, и т. п.
На Западе система экологического маркирования продукции и услуг активно развивается и охватывает уже практически все группы товаров. Наиболее популярными представителями этой системы являются 2 лейбла непищевой продукции — северный («Северный лебедь») и европейский («Европейский цветок»). «Лебедь» и «Цветок» охватывают множество товарных групп, начиная с туалетной бумаги и матрасов и заканчивая отелями и компьютерами.
И российские, и зарубежные экознаки можно встретить на упаковках продукции в магазинах Санкт-Петербурга. Их не так много, но есть смысл поискать и приглядеться.
О российских экологических маркировках выпущена брошюра.
Подробнее почитать о различных экомаркировках и посмотреть, как они выглядят, Вы можете в статье.
Действительно, такой вопрос закономерен, ведь получение экомаркировки – процедура, требующая времени и средств. Однако вторая сторона медали заключается в том, что Ваш товар или услуга приобретет новые характеристики, которых нет у других, не прошедших добровольную экологическую сертификацию. Международный статус экомаркировки "Листок жизни" означает, что продукция или услуга, получившая ее, отвечает жестким стандартам. При экспорте продукции наличие экомаркировки, входящей в международную Систему, является значительным плюсом для потенциальных покупателей Вашей продукции (отношения business to business). Предприниматель также получает:
- Во-первых, подтверждение эксклюзивного качества своей продукции с учетом ее экологической безопасности,
- Во-вторых, обоснованное подтверждение наличия экологической политики на предприятии,
- В-третьих, облегчение взаимодействия с компаниями-партнерами, особенно иностранными (некоторые западные компании могут посто отказаться работать с Вашей продукцией, если она не прошла экологическую сертификацию),
- В-четвертых, повышение продаж (за счет повышения спроса покупателей на продукцию - по данным соцопроса, проведенного в 2005 году, около 52% потребителей знают об экологической маркировке продукции или что-то слышали о ней),
- В-пятых, репутацию предприятия, заботящегося о состоянии окружающей среды,
И, как итог, — повышение конкурентоспособности продукции.
На сегодняшний день экомаркировка «Листок Жизни» (разработчик НП «Экологический Союз») — одна из немногих в России, гарантирующая общую экологическую безопасность продукции и включающая экспертизу всех этапов производства. Сертификация на получение экомаркировки «Листок Жизни» производится в соответствии с международными стандартами.
Что касается стоимости экспертизы, то она определяется на договорной основе и зависит от объема производства, масштаба и характера воздействия производства на окружающую среду.
Проведение экспертизы экономически доступно как крупным, так и сравнительно небольшим предприятиям, заинтересованным в повышении экологического имиджа компании и выпускающим высококачественную экологически безопасную продукцию и услуги.
Предприятие, заинтересованное в получении сертификата и экомаркировки, должно иметь качественный конечный продукт (не содержащий вредных для здоровья человека веществ), оказывать минимально негативное воздействие на окружающую среду на всех этапах производства, стремиться к рециклингу или безвредной утилизации отходов и упаковки. Деятельность предприятия должна соответствовать нормативно-правовым актам в области охраны окружающей среды. Большим плюсом для предприятия будет являться разработанная экологическая политика, отражающая обязательства компании в области охраны окружающей среды и снижения вредного воздействия.
Критерии присвоения экомаркировки учитывают также требования к:
- концентрации содержания экологических загрязнителей в объектах сертификации;
- уровню загрязнения окружающей среды;
- уровню экологической безопасности для здоровья человека;
- вторичному использованию компонентов;
- рациональному использованию природных ресурсов в процессе производства;
- использованию возобновляемых ресурсов;
- использованию возобновляемых источников энергии;
- уровням сбросов и выбросов;
- экологическим показателям транспортировки;
- экологическим показателям утилизации отходов;
- использованию наилучших доступных технологий.
До и во время сертификации предприятие может получать бесплатную консультативную поддержку в «Экологическом союзе».
Прохождение экспертизы может начать предприятие, которое имеет собственную экологическую политику, соблюдает все нормативные требования и считает подходящим для себя путь продвижения продукции за счет ее экологических характеристик и качества.
Многоступенчатая экспертиза начинается с добровольной заявки предприятия. Основные этапы аттестации на получение сертификата и присвоение экомаркировки «Листок Жизни» отражены на схеме.
1-й этап. Подача заявки на сертификацию. По заявке предприятия проводится предварительная экспертиза (общественная экологическая оценка).
2-й этап. Проведение необходимых проверок (анализ документов, испытания готовой продукции, проверка производства, системы менеджмента качества и т.п.);
3-й этап. Анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия на Общественно-Консультативном совете;
4-й этап. Выдача сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия
5-й этап. Инспекционный контроль за сертифицированным объектом в соответствии со схемой сертификации.
В итоге предприятие получает право размещения экомаркировки (знака соответствия) на продукции, которая прошла экспертизу, а также право использовать знак в рекламной кампании продукции (услуги).
Срок действия сертификата соответствия — 2 года. По истечении этого периода требуется подтверждение того, что продукция (услуга) соответствует критериям экологичности.
Не вся продукция может получить «Листок Жизни». Это связано с тем, что экспертиза включает оценку всего жизненного цикла продукции. Данный этап сертификации не предусмотрен российскими нормативно-правовыми актами в области обязательной сертификации, поэтому лишь немногие производители стремятся к добровольному повышению безопасности всех этапов производства (от поставки сырья до утилизации отходов), и следовательно, могут гарантировать экологическую безопасность.
Для того, чтобы снизить до минимума возможность получения отказа в присвоении знака, «Экологический союз» проводит на предприятии, желающем получить «Листок Жизни», общественную экологическую оценку. Только в случае положительного заключения общественной экологической оценки предприятие оплачивает работу по следующим этапам сертификации.
Да, такая маркировка на сегодняшний день есть. 9 ноября 2007 года «Экологический союз» был принят в члены GEN – «The Global Ecolabelling Network» – «Глобальная Сеть Экомаркировки». Разработанная специалистами «Экологического союза» экомаркировка «Листок Жизни» признана международным сообществом соответствующей мировой практике добровольной экологической сертификации. ЭС стал первым и единственным органом по сертификации продукции (работ и услуг) в России, имеющим право на выдачу экологического сертификата международного уровня.
Смотрите список стран-членов GEN (включая Россию).
Международная поддержка системы сертификации положительно сказывается на распространении и, следовательно, узнаваемости знака и продукции (работ и услуг), им отмеченных, потребителями.
Включение отечественных товаропроизводителей, их товаров и услуг в систему международной экологической сертификации, стандартизации и экспертизы позволит им на равных выступать на международном рынке товаров и услуг.
Оценка жизненного цикла (англ. Life cycle assessment, сокращенно LCA) представляет собой способ изучения воздействия того или иного продукта на окружающую среду на всех этапах его жизненного цикла. Показатели LCA широко применяются государственными учреждениями и ведомствами, предприятиями и т.п. при принятии решений по вопросам окружающей среды. Исследования по оценке жизненного цикла проводятся в строгом соответствии с требованиями стандартов ISO 14040, включая независимый критический анализ специалистами в данной области.